Воскресенье, 19.11.2017
Школьная технология
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кружковая работа

Кружок «Резьба по дереву»


ПРОГРАММА
«Резьба по дереву»

Пояснительная записка.

Программа «Резьба по дереву» рассчитана на детей проявляющих интерес к обработке древесины и материалов, изготавливаемых из нее. Выполнение программы рассчитано на 3 года. Возраст участников коллектива 1 года обучения 10 – 13 лет, 2 года обучения 13 – 15 лет, третьего года 15-17 лет. Занятия в группе ведутся по модифицированной программе, утвержденной директором МБОУ ДОД «Дом Детского Творчества» и методическим советом учреждения. Форма занятий групповая, подгрупповая, и индивидуальная. Перевод воспитанников на следующий год обучения осуществляется на основании успешного усвоения программы, определенных достижений и навыков. Основанием на отчисление может служить болезнь, переезд ученика на другое место жительства.

Режим работы объединения:
2 раза в неделю по 2 часа в день – 1 год обучения
2 раза в неделю по 3 часа в день – 2 год обучения.
2 раза в неделю по 3 часа в день – 3 год обучения.

Цели и задачи.

Цель программы:
Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи программы

Образовательные:
обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов;
обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий.

Развивающие:
способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления;
развивать творческую активность и общую культуру ребенка.

Воспитательные:
воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе;
формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда;
воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине;
применение на занятиях здоровье сберегающих технологий.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы требуется:
Необходимое количество часов
Расходные материалы: фанера 5мм и 10 мм, лобзики, пилочки к лобзикам, копировальная бумага, кнопки, шлифовальная бумага, клей ПВА, лак мебельный;

Организационно – методическое обеспечение программы
На базе кружка создано детское объединение, основанное на принципах самоуправления и самоопределения. Внутри объединения путем выборов избирается староста, заместитель старосты, а также консультанты. Разрабатывается график дежурства. В основе создания творческого объединения детей лежит идея социально-педагогического взаимодействия: «родитель-ученик-педагог». Для наибольшей результативности обучения к работе активно привлекаются родители, которые оказывают как моральную, материальную так и психологическую поддержку обучающихся.

Методика оценки полученных знаний и результатов
За период обучения в объединении учащиеся получат определенный объем знаний и умений, которых проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный контроль – участие в выставках школьников художественно-эстетического цикла, сдача зачетов. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.

Ожидаемые результаты

В конце первого года обучения дети должны уметь: выполнять выбор материала для изделия и его подготовку; переводить рисунок; самостоятельно подготавливать свое рабочее место; выполнять изделия с двумя деталями с соединением «в замок» (поднос, домик, деревья и др.); выполнять изделия с подвижным соединением деталей (велосипедист, пират, монстр и др.).
В конце второго года обучения дети должны уметь: выполнять отделку изделий выжиганием и росписью; самостоятельно подготавливать инструмент для работы; изготавливать несложные изделия с несколькими деталями, содержащими не сложные элементы (полки, подставка для книг, подставка для бумаг и др.); разрабатывать изделия из двух - трех деталей;
В конце третьего года обучения дети должны уметь: выполнять отделку изделий элементами накладной резьбы; изготавливать изделия с несколькими деталями, содержащими сложные элементы (шкатулки, светильники, ваза для конфет и др.); выполнять сканирование изображений и компьютерную обработку рисунков деталей; самостоятельно разрабатывать и изготавливать изделия из трех и более деталей;

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание занятий - 1 год обучения

1. Вводное занятие
Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работ. Деревообработка — одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств, опасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства. Ознакомление с правилами техники безопасности и поведения на занятиях.

2. Материалы, используемые при резьбе.
Основные породы деревьев, применяемые в народных промыслах. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Инструменты, приспособления. Классификация инструмента, ознакомление с ним
Практическая работа. Заготовка материалов для выполнения плана работы кружка.
Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений.

3. Рабочее место и его оборудование.
Подготовка рабочего места, оборудования и инструмента
Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом. Изучение правил техники безопасности.

4. Виды резьбы. Их особенности
Плоскорельефная резьба. Пропильная резьба. Прорезная резьба.

5. Ажурная резьба. Выпиливание из фанеры.
Ажурная резьба. Особенности работы лобзиком.
Практическая работа. Подготовка инструмента к работе: крепление выпиловочного столика, крепление пилочки в станке лобзика. Ознакомление с приемами выпиливания.

6. Подготовка поверхности материала.
Традиционные и нетрадиционные материалы. Технология подготовки материала к выпиливанию.
Практическая работа. Подготовка материала к выпиливанию.

7. Перевод рисунка.
Способы перевода рисунка. Последовательность действий при переводе рисунка. Возможные ошибки перевода и их устранение.
Практическая работа. Перевод рисунка.

8. Выпиливание.
Приемы выпиливания по контуру детали. Технология выпиливания внутренних поверхностей.
Практическая работа. Выпиливание несложных деталей.

9. Соединение деталей из фанеры.
Способы соединения деталей из фанеры. Подгонка деталей и сборка изделия.
Практическая работа. Выполнение соединения деталей из фанеры.

10. Выпиливание сборных моделей.
Рассказ о моделях игрушек, изготовленных выпиливанием. Демонстрация лучших образцов, показ рисунков сборных моделей игрушек.
Практическая работа. Изготовление сборных моделей игрушек.

11. Выпиливание сборных моделей движущихся игрушек.
Рассказ о подвижных моделях игрушек, изготовленных выпиливанием. Демонстрация лучших образцов, показ рисунков сборных моделей движущихся игрушек.
Практическая работа. Изготовление сборных моделей движущихся игрушек. Непрозрачная отделка изделий.

12. Выпиливание изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы по выбору учащихся.
Рассказ об изделиях содержащих 2-3 соединяемые детали и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков изделий. Знакомство с технологией изготовления деталей изделия.
Практическая работа. Изготовление изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы по выбору учащихся.

13. Выпиливание сборных изделий со сложными элементами.
Рассказ о сложных изделиях и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков сборных изделий со сложными элементами. Технология изготовления сложных элементов.
Практическая работа. Изготовление сборных изделий со сложными элементами.

14. Выполнение самостоятельной работы по разработке конструкции изделия и его изготовлению.
Принципы композиции. Конструкция, форма изделия. Виды орнамента, применяемые при работе с лобзиком
Практическая работа. Создание эскизов узоров для несложных изделий. Перевод узоров на поверхность. Выпиливание. Подгонка и сборка изделия. Отделка изделия.

15. Заключительное занятие
Подведение итогов работы кружка за год. Составление плана работы на будущий год.

Содержание занятий - 2 год обучения

1. Вводное занятие
Ознакомление с целями и задачами кружка на учебный год. Обсуждение плана работ. Ознакомление с правилами техники безопасности и поведения на занятиях.

2. Способы отделки изделий из фанеры: роспись, выжигание.
Демонстрация готовых изделий с отделкой росписью и выжиганием. Ознакомление с технологией росписи деревянных изделий. Выжигание: подготовка изделия и оборудования. Правила безопасности при выжигании.
Практическая работа. Заготовка материалов для выполнения плана работы кружка. Отработка приемов отделки изделий из фанеры росписью и выжиганием.

3. Рабочее место и его оборудование.
Подготовка рабочего места, оборудования и инструмента
Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом. Изучение правил техники безопасности.

4. Выпиливание изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы по выбору учащихся.
Рассказ об изделиях содержащих 3-4 соединяемые детали и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков изделий.
Знакомство с технологией изготовления деталей изделия.
Практическая работа. Изготовление изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы по выбору учащихся.

5. Выпиливание сборных изделий со сложными элементами.
Рассказ о сложных изделиях и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков сборных изделий со сложными элементами. Технология изготовления сложных элементов.
Практическая работа. Изготовление сборных изделий со сложными элементами.

6. Выпиливание сборных изделий с соединением деталей под углом 45? и 60?.
Демонстрация сложных конструкций. Ознакомление с технологией изготовления изделий, содержащих детали соединенные под углами в 45? и 60?.
Практическая работа. Изготовление изделий с соединением деталей под углом в 45? и 60?.

7. Выполнение самостоятельной работы по разработке конструкции изделия и его изготовлению.
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Виды орнамента, применяемые при работе с лобзиком. Орнамент и его распределение на изделии.
Практическая работа. Создание эскизов узоров для разрабатываемых изделий. Перевод узоров на поверхность. Выпиливание. Подгонка и сборка изделия. Отделка изделия.

8. Заключительное занятие
Подведение итогов работы кружка за год. Составление плана работы на будущий год.

Содержание занятия - 3 год обучения.

1. Вводное занятие
Ознакомление с целями и задачами кружка на учебный год. Обсуждение плана работ. Ознакомление с правилами техники безопасности и поведения на занятиях.

2. Рабочее место и его оборудование.
Подготовка рабочего места, оборудования и инструмента
Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом. Изучение правил техники безопасности. Изготовление инструмента и приспособлений.

3. Виды резьбы. Их особенности.
Накладная резьба. Рассказ об изделиях содержащих элементы накладной резьбы и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков изделий. Знакомство с технологией изготовления изделий.
Практическая работа. Изготовление изделий содержащих элементы накладной резьбы по выбору учащихся.

4. Выпиливание сборных изделий с соединением деталей под углом 45? и 60?.
Демонстрация сложных конструкций и их рисунков. Ознакомление с технологией изготовления сложных изделий, содержащих детали соединенные под углами в 45? и 60?.
Практическая работа. Изготовление изделий с соединением деталей под углом в 45? и 60?.

5. Использование компьютерной техники при моделировании. Создание орнаментов на компьютере.
Возможности компьютерной техники при моделировании. Сканирование изображения. Изменение его размеров и положения, создание симметричных орнаментов, печать изображения.
Практическая работа. Создание эскизов узоров с помощью вычислительной техники. Масштабирование рисунка. Печать полученного изображения.

7. Выполнение самостоятельной работы по разработке конструкции изделия и его изготовлению.
Создание орнамента, его распределение на изделии.
Практическая работа. Создание эскизов узоров для разрабатываемых изделий. Перевод узоров на поверхность. Выпиливание. Подгонка и сборка изделия. Отделка изделия.

8. Заключительное занятие
Подведение итогов работы кружка за год.

Список литературы для учителя:

1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.
2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.— М.: Лесная промышленность, 1981.
3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.— М.: Просвещение, 1981.
4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.—М.: Высшая школа, 1978.
5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977
6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

1. Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.—- М.: Детская литература 1980.
2. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.— М.: Физкультура и спорт, 1978.
3. Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.— Л.: Судостроение, 1982.
4. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея /Под ред. И. Я. Богуславской. — Л., 1981.
5. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.
6. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.
7. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — М„ 1981.
8. Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художест­венные промыслы. — М., 1984.
9. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.—М.,1983
10. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. — М., 1987.
11. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002
12. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2017