Инструкция по технике безопасности при ручной обработке металла
Опасности в работе
1. Травма рук при работе неисправным инструментом или при неправильном его удержании.
2. Травма рук, лица или других частей тела при нарушении правил техники безопасности при рубке металла.
До начала работы
1. Правильно надеть спецодежду
2. При рубке металла надеть очки.
3. Проверить наличие инвентаря (совок, сметка).
4. Проверить состояние инструментов индивидуального пользования, разложить их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщить об этом учителю.
5. Проверить состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).
Во время работы
1. Прочно закрепить обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускать плавно, чтобы не получить травму рук.
2. Работу выполнять только исправными, хорошо налаженными инструментами.
3. Во избежание травмирования необходимо следить за тем, чтобы:
а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;
б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные концы-хвостовики, были снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы, без расколов и трещин;
в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель и др.) имели не сбитую поверхность;
г) зубило имело длину не менее 150 мм, причем оттянутая его часть равнялась 60—70 мм;
д) при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.
4. Не проверять пальцами качество опиливаемой поверхности.
5. Не применять ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлинять рукоятку ключа путем накладывания (захвата) двух ключей.
6. Слесарными инструментами пользоваться только, по их прямому назначению.
7. При резании металла ножницами придерживать отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).
После окончания работы
1. Проверить состояние инструментов и в случае неисправности их доложить учителю.
2. Привести в исправное состояние инструменты (снять заусенцы на молотке, зубиле, керне, очистить напильники от стружки).
3. Тщательно убрать рабочее место (стружку и опилки не сдувать и не смахивать руками). Отходы сложить в специальный ящик.
4. Положить инструменты в том порядке, который установил учитель.
5. Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимать их плотно, оставлять зазор в 1—2 мм.
6. Привести себя в порядок.
7. Из мастерской выходить с разрешения учителя.